Если речь заходит о наших ушах, мы, как правило, подразумеваем процесс слушания. Безусловно, это основная функция,
лднако помимо слушания, ухо выполняет ряд иных важных функций, подлежащих рассмотрению. Именно они реализуются в методе
Томатиса. Одна из наиболее важных функций уха – вестибулярная. ОИменно благодаря ей, мы можем ориентироваться в
пространстве. Кроме того она являетс передатчиком сенсорной информации, которая поступает от нашего тела в мозг.
Дети, имеющие вестибулярные проблемы, как правило, испытывают трудности с передачей данной информации.
Иной важной частью внутреннего уха является улитка, выполняющая функцию анализатором звука, и являющаяся важнейшим
элементом для понимания речи. Оба эти органа тесно связаны и действуют как промежуточный ретранслятор между нервной
системой и мозгом, обеспечивая передачу всей сенсорной информации. Тактильные, слуховые и зрительные сигналы
проходя в мозг, проходят через вестибюль и улитку.
Однако, согласно теории Томатиса, это далеко не все функции уха .
Так например, Томатис показывает нам, что, звуки высокой частоты возбуждают мозг, в то время, как звуки низкой частоты,
наоборот, снимают мозговое возбуждение. Опираясь на это звуки высокой частоты он называет " заряжающими звуками "
и наоборот, считает, что низкочастотные звуки чаще всего утомляют нас, вызывают шум в ушах. Любые звуки порождают вибрацию внутренних органов,
стимулируя полукруглые каналы вестибюля. В том случае, когда низкочастотные звуки поступают в течение длительного времени,
они оказывают отрицательное воздействие на организм человека. Данный эффект мы можем наблюдать у людей, прослушивающих
тяжелую музыку (реп или рок) длительное время, у них возникает шум в ушах. В то время, как произведения Моцарта или Баха оказывают совершенно противоположное
воздействие.
Томатис обращает внимание , на то, что, когда мозг «хорошо заряжен», человек может достичь большей концентрации и сосредоточения ,
способности самоорганизовываться, улучшает память, обучаемость и работоспособность в течение длительного времени не напрягаясь.
В том случае, когда мозг «хорошо заряжен», человек ощущает достаточно созидательной энергии для воображения
и творчества. Абсолютное большинство взрослых и детей с хорошим музыкальным слухом получают подпитку «звуковой энергией"
и как правило, не испытывает недостатка сил а так же чувства депрессии. Гиперактивные дети могут
«зарядить силы» своего мозга выполняя вестибулярные действия. Люди же, чей мозг «не достаточно заряжен», могут быть
не готовы к проблемам, которые ставит перед ними жизнь и социально - общественная система.
Первичной функцией уха является Слушание, а не Слышание. Томатис четко разграничивает слушание и слышанием.
Слышание – процесс пассивный ; слушание – активный, требующий использования наших ушей соответствующим образом.
Человек может иметь превосходный музыкальный слух, но быть плохими слушателями. Большинство детей, имеющих трудности с
обучаемостью или концентрацией внимания, имеют превосходный слух, хотя не могут хорошо читать, или концентрировать свое внимание.
Проблема таких детей – неспособность слушать. В итоге, они не могут концентрировать внимание и испытывают трудности с чтением.
Слушание – есть способность воспринимать необходимую информацию, а так же отклонять ненужную информацию.
В то время, когда мы чувствуем себя хорошо, мы не обращаем внимания на различные раздражители, которые исходят из вне или
непосредственно от нас. Это дает нам возможность сосредоточивать свое внимание и концентрироваться, не испытывая чувства
при этом растерянности или беспомощности перед потоком громадного массива окружающей нас информации. Мы можем сортировать ее и
систематизировать, оценивая её важность, и не ощущая при этом перегруженности. Однако, в том случае, когда процесс
слушания нарушен, возникают проблемы обучаемости, в общении и в социальных навыках.
«Обучение слушанию, развитое Томатисом, предназначено восстанавливать способности ушей слушать в более эффективной,
организованной и сбалансированной манере. Цель состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и
перерабатывать различную информацию. Когда функция слушания расширена или восстановлена, мозг демонстрирует более
эффективную способность к восприятию и переработке сигналов, поступающих из окружающей среды».
(Цитируется: Paul Madaule, L.P. and Valerie Dejean, O.T., «The Listening Function»)
|