Взаимосвязь уха и голоса. Доминирующее ухо.

 

Как известно, у какждого из нас есть доминирующее ухо, у одних доминирует левое, у других – правое. Те, у кого доминирует правое, способны услышать и распознать слуховую информацию быстрее, тех людей у которых доминирует левое ухо. В силу этого обстоятельства, «правши» лучше управляют свойствами собственной речи и параметрами голоса: интенсивностью, тембром, частотой, ритмом и потоком информации. Программа Томатиса дает возможность пациентам обучиться пользоваться своим правым ухом более эффективно для решения задач получения более полного контроля над голосом. Это поможет сохранять людям самообладание и уверенность в себе в разнообразных ситуациях, предлагаемых жизнью.

Ряд независимых исследователей, исследуя результаты использования метода Томатиса при лечении заик (Badenhorst, 1975), сделали заключение, что «индивидуумы с доминирующим правым ухом показали великолепную способность к спонтанному и адекватному эмоциональному реагированию на различные стимулы. В большинстве случаев, „правши“, являлись более открытыми и более отзывчивыми людьми, менее склонными к беспокойству, расстройству напряженности, и агрессии. Данные результаты в полном объеме соответствовали предсказаниям теории Томатиса». (Цитируется: Van Jaarsveld and Duplessis, S. Afr. J. Psychology, 1988, 18 (4)).

Изучая функции уха, не следует забывать о голосе. Слух и голос связаны между собой самым тесным образом. Опираясь на экспериментальные данные, Томатис еще в 1953 году зачитал доклад во Французской академии наук. На нем он предствил науке открытый им закон: «Голос воспроизводит только те звуки, которые ухо может услышать».

Вследствие выше названного закона, изменение слуха, шум в ушах приводит к изменению голоса. Данное явление наблюдается у певцов, имеющих проблемы с голосом, шум в ушах . В большенстве случаев, причиной проблем были проблемы со слухом, ввиду того, что ухо не способно более контролировать точность звука, для его воспроизведения. Следствием этого является тот факт, что многие певцы начинают «выдавливать» из себя звуки вместо того, чтобы попробовать искоренить эту проблему. По мере решения проблем со слухом, голос восстанавливается в полном объеме. Многие известные певцы, к примеру, Мария Каллас, проходили курс реабилитации в центре Томатиса.

У детей с плохим слухом часто возникают проблемы с обучением, они обладают монотонными, плоскими, резкими голосами. Резкий голос, к примеру, говорит о неспособности анализировать высокие созвучия и о доминировании левого уха. Развивая слух и тренеруя правое ухо ребёнка, нетрудно увидеть, как голос ребенка преобретает богатый диапазон созвучий, и становится точным, размеренным и быстрым в ответах.

В самом начале своей научной деятельности, Томатис утверждал, что зародыш ребенка, находясь в утробе матери, слышит и слушает её голос. Дальнейшие исследования подтвердили эту идею, ныне повсеместно принятую медицинской общественностью.

Генри Труби сообщает, что шестимесячный зародыш перемещает свое тело в ритм речи матери. Томатис делает вывод, что голос матери, не только эмоционально подпитывает ребенка, но и подготавливает к овладению языковыми навыками после рождения.

В силу этого обстоятельства, Томатис рекомендует использовать материнский голос, для повторного открытия процесса слушания. Для этого голос пропускается через специальные фильтры, напоминая собой те звуки, которые зародыш слышал в утробе матери. По реакции детей и взрослых стало ясно, что использование материнского голоса имеет сильнейшее воздействие: дети успокаиваются; они проявляют больше любви и привязанности, особенно, к матери. У приемных детей в этом случае улучшается контакт с приемной матерью. Материнский голос является могучей основой, которая формирует и развивает процесс слушания, оказывающий огромное влияние на последующее развитие языковых навыков. Весь этот процесс представляет собой совершенно иное, попытку «перепрограммировать» все стадии человеческого развития через символический опыт.

Поскольку Томатис использует голос матери как часть терапевтического процесса, некоторые люди неверно заключили, что ответственность за трудности ребенка он перекладывает на мать. Это не отражает позицию Томатиса вообще. Использование голоса матери представляет собой терапевтический инструмент, посредством которого создается или восстанавливается связь между матерью и ребенком, который не развивался полноценно. Сотни исследований и экспериментов свидетельствуют о том, что эта связь изначальна – основа персональной безопасности и начало взаимодействия с миром.

Используя голос матери, Томатис стремится привить ребенку желание повторно соединиться с матерью и услышать её голос, как впервые. Этому «психологическому» подходу должна сопутствовать конкретная работа, цель которой, – построить заново систему восприятия. Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что метод Томатиса предлагает чёткую систему для более гармоничного и совершенного развития.

Для обучение слушанию используется звуковое воздействие, генерируемое с помощью специального электронного устройства. Для того, чтобы изменить функцию слушания, с самого начала требуется интенсивное вмешательство . В течении первых 15 дней используется двухчасовая звуковая стимуляция. Последующие блоки более короткие, проводятся с перерывом в один или два месяца. Для того, чтобы помочь ребенку или взрослому научиться слушать свой собственный голос, используется активная работа с микрофоном.

Особенно эффективным метод Томатиса оказался при решении поведенческих проблем и устранении трудностей в обучении. Метод Томатиса приносит значительную пользу системе образования. Дети, кторые прошли «слуховую терапию», показали значительное увеличение I.Q.(коэффициент умственного развития), отличные навыки чтения, улучшение процессов восприятия, а так же способность устно выражать свои мысли и чувства.

В Центре Томатиса в Торонто (Канада) изучали результаты «слуховой терапии» на полутысяче детей и подростков. Они все показали отличные результаты при психологическом и образовательном тестировании. При этом 95% родителей подтвердили, что программа оказала огромную помощь их детям. Ими отмечены положительные изменения, которые выражаются в следующих параметрах:

Повышение уровня коммуникабельности – 89%
Увеличение концентрации внимания – 86%
Уменьшение уровня расстройств – 80%
Понимание чтения – 85%
Качество речи – 74%
Память – 73%
Запись по буквам – 69%
Зрелость – 84%

В течении последующи шестих месяцев 83% детей сохранили и развили свои результаты. Другие 14% детей лишь частично сохранили свои достижения, и всего 3% потеряли полученные навыки.

В данный момент существует множество клинических свидетельств, подтверждающих эффективность метода Томатиса при работе с детьми, страдающими аутизмом. Исследовалась также эффективность метода в работе с людьми при заикании, беспокойстве и депрессии. (From When Listening Comes Alive, by Paul Madaule, Moulin Publishing, 1994)

Мы не можем «увидеть» процесс слушания, мы можем проверить его только косвенно – через наличие или отсутствие навыков, которые связаны с ним тем или иным образом. Этот контрольный список предлагает каталог таких навыков и дает возможность вам самостоятельно оценить развитие слушательских навыков у себя, вашего ребенка или ваших студентов. В нем не имеется никакой оценочной шкалы. Если какие-то из перечисленных явлений имеют отношение к вам, они могут свидетельствовать о недостаточно развитых слушательских способностях.



 

Читайте так же работы Томатиса:

• Слуховая терапия А.Томатиса
• Ухо. Функция энергии. Функция слушания
• Доминирующее ухо. Взаимосвязь уха и голоса.
Когда появляется слух. Программа слушания. Это действительно работает? Тестирование слушательских способностей.

• Восприимчивое слушание. Выразительное слушание. Моторные навыки. Поведенческая и социальная адаптация
• Чаще слушайте Моцарта
• Любопытные факты

• Вернуться на главную Шум в ушах лечение причины

 
©2010 МРНТК "ИнтеллектСервис". All rights reserved
Hosted by uCoz